19 апреля 2012
На свете мало стран, история которых так тесно переплетена с шоколадом, как у Бельгии. Бельгийцы производили знаменитый на весь мир шоколад веками, а местные жители просто считают хороший шоколад атрибутом своей повседневной жизни. От традиционных бельгийских пралине до классической плитки шоколада и многих других великолепных лакомств, окунаемых, посыпаемых или покрываемых шоколадом - изобретательные, искусные выдумщики, бельгийские шоколатье творят чудеса с шоколадом.
Как же складывались эти крепкие узы, связывающие Бельгию и шоколад? В 17 веке Бельгия находилась под властью Испании, подданные которой открыли плоды какао в Южной Америке. Когда испанцы познакомили Бельгию с какао, его сначала употребляли как напиток. Старейшее упоминание о шоколаде в Бельгии датируется 1635 годом, указанным в счете аббата Боделоо в Генте. Шоколад был куплен в качестве подарка. С момента первого появления в Бельгии настоящим "призванием" шоколада стало презентование и получение его в качестве подарка.
Любовный роман Бельгии с шоколадом заставил страну отправиться на поиски собственных поставщиков. Примерно в это же время Бельгия стала центром инноваций в производстве шоколада. Когда в 1912 году фармацевт Жан Нойхаус придумал бельгийские пралине - шоколадные формочки, наполненные кремом или ореховой пастой - он не мог даже вообразить, что они станут знамениты на весь мир. Но что бы делали эти нежные и деликатные сокровища без роскошной и элегантной упаковки, которая не дает помять или разбить их? Поэтому через пару лет Нойхаус придумал свою знаменитую прямоугольную коробку, называемую также баллотин или баллотэн, которая до сих пор используется во всем мире для упаковки Бельгийских шоколадных конфет.
По сравнению с остальной частью Европы, Бельгия находится на переднем крае технологий быстрого приготовления и новых маркетинговых инструментов. Появились новые производители пралине и шоколадные кондитерские, которые продают свои деликатесы из оконных витрин на людных улицах.
Автором другого бельгийского изобретения стал Франс Каллебаут, один из владельцев торговой марки Callebaut. Он придумал способ производить шоколадный кувертюр (шоколад с высоким содержанием какао-масла/молочного жира, в основном, для профессионального использования), а также хранить и транспортировать его в жидком виде. Благодаря такой революционной технологии шоколаду не нужно было сначала затвердевать в блоках, таблетках или плитках. Теперь его можно было доставлять в жидком виде прямо к порогу производителей. При этом снижалась себестоимость шоколада, что сделало возможным добавление его в целый ряд новых продуктов, таких как сухие завтраки, хлеб, пасты на основе сливочного масла, шоколадные батончики и конфеты.
Новые технологии производства отразились на розничной цене шоколадных изделий. Благодаря Бельгии, лидеру индустриализации и автоматизации, которые позволили поднять до максимума эффективность затрат, шоколад быстро превратился из продукта для богатых в лакомство для широких масс.
Сегодня шоколад по-прежнему является важной частью бельгийской культуры. Здесь на каждые 6 квадратных миль приходится 1 шоколадный магазин, а ежегодное потребление шоколада на душу населения составляет 5,5 кг!
Когда шоколад может заслужить печать "Бельгийский шоколад"?
Бельгийская королевская ассоциация производителей шоколада, пралине, бисквита и сахара (CHOPRABISCO) установила критерии, предотвращающие размывание определения "Бельгийский шоколад" и подрыв репутации его качества. Бельгийский шоколадный кодекс принят в соответствии с Европейской директивой 2000/13, в которой говорится, что маркировка не должна вводить в заблуждение и относится, например, к стране происхождения или сорту. Она может ставиться любой компанией, желающей следовать принципам и требованиям, указанным в Кодексе.
В двух словах, Бельгийский шоколадный кодекс требует, чтобы наименование "Бельгийский шоколад" использовалось только для маркировки, упаковки и рекламы продуктов, которые на 100 % произведены в Бельгии.
Это подразумевает, что, по крайней мере, процессы купажирования, измельчения и конширования выполнялись на территории Бельгии. Такие продукты могут также использовать на упаковках названия "Бельгийский стиль", "Бельгийская коллекция" или "Бельгийская традиция". Точно также, использование бельгийских географических названий, типичных бельгийских символов, зданий пейзажей, исторических личностей или других иллюстраций, которые могут быть восприняты потребителем как типично бельгийские, разрешается только для продуктов, соответствующих требованиям Кодекса.
В качестве исключения, продукты, которым необходимо продемонстрировать исторические связи с Бельгией, могут использовать название "Бельгийский вкус", "Бельгийская традиция", "Бельгийский рецепт" или "Бельгийский стиль", но только на обратной стороне упаковки, чтобы не создавать у потребителя ложного впечатления, что продукт действительно происходит из Бельгии.
Кодексом также предусматривается, что CHOPRABISCO будет принимать соответствующие меры к третьим сторонам, которые используют любую вводящую в заблуждение, вербальную или изобразительную маркировку, касающуюся Бельгии, на своих упаковках или в своей рекламе. Вплоть до судебных исков.
“Совершенство в каждой детали этого шоколада” – Ян Де Смедт (мастер конширования шоколада)
В течение 100 лет мастера всего мира доверяли Callebaut Finest Belgian Chocolates. Возможно именно потому, что качеством дышит каждая его пора. В буквальном смысле. Ингредиенты для шоколада Каллебаут (Callebaut) измельчаются более тщательно, чем для другого Бельгийского шоколада. Затем мастер конширования зорко следит за шоколадом во время этого процесса, который продолжается долгие часы. Он делает это терпеливо и аккуратно, поскольку точно знает, когда шоколад достигнет полного и сбалансированного вкуса. В результате шоколад получается таким нежным, что тает прямо на языке. И тогда мастер понимает - он получился, этот великолепный Finest Belgian Chocolate.